Жуткий пейзаж тихой Любляны. Артемий Троицкий – о "Лайбахе"
В 354-м выпуске программы "Музыка на Свободе" Артемий Троицкий воспевает словенский музыкально-художественный проект Laibach – явление уникальное во многих отношениях. Называть Laibach просто "рок-группой" не очень правильно, поскольку мультимедийная и визуальная составляющая для них не менее важна, чем музыкальная. Более того, источником вдохновения для словенских концептуалистов служат не традиционные поп-стимуляторы, а идеология, философия, религия, политика, власть. Стиль Laibach – достаточно эклектичный, от неоклассики до industrial-рока, но легко узнаваемый – я назвал бы "культурно-интеллектуальной провокацией". Неустанные творческие поиски коллектива были вознаграждены: Laibach – единственная группа из славянских стран, включая Россию, вошедшая в элиту мирового рока. Группа была организована летом 1980 года в шахтёрском городе Трбовле. С тех пор через неё прошли десятки человек, самыми важными из которых остаются художественный руководитель и идеолог Иван Новак и усатое "лицо проекта" – брутальный бас-баритон Милан Фрас. У Laibach вышло порядка двух десятков студийных и множество концертных альбомов, плюс фильмы, видео и печатная продукция. О спектре интересов Ивана Новака и компании говорят названия альбомов: Opus Dei, NATO, Let it Be (кавер версия полного альбома Beatles), Kapital, Also Sprach Zarathustra… Будь то история, эстетика или политика, в фокусе группы, как правило, находилась тоталитарная тема – фашизм, коммунизм, религиозное сектантство или государс...