Кадровая революция. Как один русский фильм изменил судьбу мирового кино
Ровно 100 лет назад, 24 декабря 1925 года, будущий комедиограф отечественного кино, режиссёр «Весёлых ребят» и «Цирка» Григорий Александров соскочил с заглохшего мотоцикла перед Историческим музеем. И бегом помчался к Большому театру.В руках помощника режиссёра Сергея Эйзенштейна было то, без чего синематограф долго ещё воспринимался бы как низкопробная балаганная потеха — последняя часть фильма, который сделал кино настоящим искусством. Фильм назывался «Броненосец "Потемкин"».Вообще-то этот фильм изначально имел преимущественно служебное назначение и предназначался для государственных мероприятий, связанных с юбилеем первой русской революции. Во всяком случае, так решило совещание при Комиссии Президиума ЦИК СССР: «Центральным спектаклем, посвященным событиям 1905 года, в двух больших театрах Ленинграда и Москвы должна быть большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским выступлением, музыкальными и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту, с тем, чтобы это торжественно отмечало 20-летнюю годовщину революции 1905 года».О том, что чувствовал Александров, подбегая к Большому театру, можно было бы гадать. Но мы не будем, поскольку Григорий Васильевич довольно подробно описал свои чувства и мысли в воспоминаниях. Вкратце же выйдет следующее. С одной стороны, представители «высокого искусства» крайне недовольны, что какая-то шпана, связанная с балаганными «движущимися картинками», средоточием безвкусицы и чуть ли не порнографии, пролезла в Большой...