Пьеса «4’33″»: самое спорное произведение XX века, которое не содержит ни одной ноты
Произведение «4’33″» не содержит ни одной ноты В истории музыки есть множество произведений, которые шокируют масштабом, громкостью, сложностью исполнения, замысловатостью мелодий и т.д.. Но есть одно сочинение, которое стало революцией благодаря… отсутствию звука. В 1952 году композитор Джон Кейдж представил публике пьесу, в которой музыкант не извлекает ни одной ноты. Название этого произведения — «4’33″», и оно вошло в историю как одна из самых спорных и глубоких работ XX века. Что такое «4’33”» и в чём его смысл Пьесса «4’33″» (произносится как «четыре минуты тридцать три секунды») — это пьеса, которая состоит из тишины. Точнее, из трёх частей, в которых исполнитель сидит за инструментом, не прикасаясь к клавишам, струнам или кнопкам. В течение 4 минут и 33 секунд не происходит ничего. Ни единого аккорда. Ни одной мелодии. Только тишина. Но это лишь на первый взгляд. Ведь в зале в это время звучат шорохи одежды, кашель зрителей, поскрипывание стульев, звуки с улицы, дыхание, напряженное ожидание. Именно это, по замыслу Кейджа, и является самой сутью произведения. Сам автор говорил: «Тишина — это не отсутствие звука. Это просто другой способ слушать». Знаменитая идея Кейджа состоит в том, что тишина не существует в природе — даже в изолированных пространствах мы слышим биение своего сердца, дыхание, шум в ушах. Следовательно, любое восприятие звука — уже музыка, если слушатель готов ее таковой воспринимать. Композитор и филосо...