Как в СССР появились ВАЗ и «копейка» — почти детективная история
Начало рассказа о том, как обретала привычные очертания всенародно любимая «единичка» ВАЗ-2101, – по этой ссылке. Президенты, писатели, разведчики Тогдашний заместитель председателя Совмина Владимир Новиков вспоминал: – Почему с итальянцами – было понятно: с США, ФРГ и Францией у нас отношения в ту пору были, мягко говоря, прохладные, а то и холодные. А вот это не совсем так! С Францией у СССР в начале 60‑х годов отношения были как раз теплые. В 1960 году Никиту Хрущева, посетившего Францию, свозили на завод Renault, где подарили компактный спортивный Renault Floride. В 1962‑м в Москву приехал президент Шарль де Голль. В западной прессе писали, что выход Франции из военной организации НАТО в феврале 1966 года был обусловлен в том числе и желанием улучшить отношения с Москвой. За месяц до этого Джермен Гвишани, заместитель председателя Госкомитета по науке и технике и зять Алексея Косыгина, посетив завод Renault, общался с президентом компании Пьером Дрейфусом. Так что переговоры с французами в той или иной форме шли. Выбранный для производства в Тольятти FIAT 124 в 1967 году признали европейским Автомобилем года. Но ведь годом раньше титула удостоили Renault 16! После подписания контракта с СССР министр торговли Италии Джусто Толла настаивал в интервью: политика в «сделке века» роли не играла. Это, конечно, не совсем так. Но политика была переплетена с экономикой. Кому это выгодно? Глава Фиата Витторио Валетта для обсуждения сделки даже слетал в США. Поездка была полусекретн...